Принятие ребенка
В психологической литературе много информации о необходимости безусловного принятия ребёнка. Часто психологами навязывается точка зрения, что надо ребенка принимать во всех его проявлениях и даже подскажут как. Понятно, что эти воззрения вызывают протест или недоумение. Ведь родители и педагоги ставят перед собой воспитательные цели. Воспитать у ребенка самостоятельность, ответственность и научить аккуратности, контролировать агрессивность…
Почему же родителям, воспитателям, психологам изо всех сил старающимся демонстрировать безусловное принятие, не удается привить эти качества. В результате, часто наблюдаем столкновение с эгоцентричной личностью уже подросшего чада. Еще в 50-е годы Э.Фромм писал об этом. О том, как важно любить как безусловной, так и условной любовью🧡.
На самом деле для человека нормально, когда что-то нравится, а что-то нет, также как испытывать гамму чувств и по отношению к ребенку. Потому быть принимающим и не принимающим для него естественно. Иногда, надевая на себя личину принимающего все вокруг, человек неискренен перед собой и другими людьми. Это замечают близкие, в первую очередь дети. Ребенок как сканер: чувствует фальшь и поймет, что взрослым не нравится, как тот себя ведет, как бы это внешне не вуалировалось. Однако способ лукавства, как стереотип поведения запомнит и потом выдаст.
У каждого человека и у педагога тоже, определяется зона принятия ребенка и сфера непринятия. Ряд факторов влияет на то какая сфера больше представлена в отношениях с ребенком:
- Личность взрослого: характер, темперамент, ожидания к ребенку, стереотипы и установки в воспитании, собственный детский опыт…
- Личность ребенка: болезненность, способность к научению, интеллект, активность, нарушения психики…
- Особенности ситуации: присутствие других людей, ситуация экзамена, проверки знаний…
Таким образом, если взрослый чаще пребывает в состоянии принятия ребенка, то речь идет об относительно принимающем взрослом. И напротив, если характерны чувства, связанные с непринятием ребенка, то скорее тот не принимающий. Однако даже те педагоги, которые отнесли себя к таковым, далеко не всегда проявляют к ребенку принятие. Если взрослому легко перечислять недостатки ребенка, но трудно вспоминать достоинства, то вряд ли такового можно считать принимающим. Принятие демонстрируется. Поэтому важно научиться говорить на «языке принятия».