Программа коррекции нежелательного (проблемного) поведения подростка через работу с родителями по системе «Кросс-коучинг.
Актуальность программы.
Тема исправления проблемного поведения ребенка, как жизненно важная сфера для любого сознательного родителя, поэтому обучение проводят именно с родителями.
В современном обществе часто в семьях наблюдается следующая тенденция: чем старше становится ребенок, тем больше дистанцируется. Будто невидимая пропасть между родителями и подростком. Здесь не идет речь о здоровой дистанции, которая обязательно должна быть между родителями и взрослеющими детьми. Эта пропасть в отношениях детей (особенно подростков/школьников) и родителями, может возникать по разным причинам, как правило: несовпадение интересов либо их столкновение, разная направленность в общении, когда ребенок хочет одного, а родитель противоположного. В такие моменты, родителям очень важно быстро применить эффективные шаги, чтобы не допустить конфликта в отношениях с ребенком и прийти к альтернативным способам их решения.
Данная программа разработана по авторской системе Романа Гриценко по методу «Кросс-коучинг».
Кросс-коучинг - это не психотерапевтическое консультирование.
Кросс-коучинг - это краткосрочное предметное консультирование.
Кросс - это бег по пересеченной местности или быстрое движение.
Коучинг - это метод обучения, в котором коуч помогает достичь некой жизненной или профессиональной цели.
Объединенное определение кросс-коучинг - это быстрое достижение жизненной цели родителей, а именно, быстрое решение и изменение проблемного поведения ребенка. Консультант обучает обратившихся родителей, эффективным инструментам взаимодействия с детьми и положительному влиянию на них. В рамках этого подхода, родителям останется успешно применить с ребенком полученные инструменты в своей семейной системе.
Цель программы: помочь родителям достичь жизненной цели в воспитании детей продуктивными и созидательными способами, улучшить качество отношений с взрослеющими детьми, с помощью четких и последовательных методов, приемов и мер влияния.
Главная задача: передать знания родителю, как стать домашним психологом для своего ребенка. Родитель учится создавать с ребенком отношения взаимодоверия и комфортного взаимодействия. Именно, родитель сам грамотно выстраивает эти отношения взаимного доверия у себя в семье - в безопасном месте для ребенка, а не психолог, создает отношения с ребенком в отсутствие родителей, который, по сути посторонний, хоть и может быть суперспециалистом, но все же не тот значимый и родной человек как мама и папа для ребенка.
Обучающей курс состоит: 15 занятий в системе из пятнадцати последовательных шагов, где передаются методики распознания и решения проблемного поведения ребенка (подростка /школьника).
Обучение проводится с родителем в индивидуальном или в групповом формате. Продолжительность одного занятия 2-2,5 часа.
Возраст детей с нежелательным поведением: с 9 до 17 лет.
Ответственность за результат – распределяется между психологом и родителем.
Ответственность психолога:
Показать родителю инструменты кросс-коучинга.
Рассказать, как они работают.
Обучить родителя этим инструментам.
Убедиться в том, что родитель их усвоил.
Дать задание – применить их в своей семье.
Ответственность родителя - перенести в свою семейную систему полученный на занятиях с психологом опыт и в домашних условиях, этот опыт применить в общении со своим ребёнком (выполнить задание, полученное у психолога).
Содержание программы:
Типичное проблемное поведение детей, с которым работаем с родителями:
- Замкнутость, потеря контакта с родителями.
- Отказ от посещения школы (прогулы).
- Асоциальное поведение в школе.
- Агрессия к родителям и окружающим, частые ссоры.
- Хамство, грубость, частая ложь.
- Воровство.
- Суицидальные наклонности.
- Уходы из дома (побеги).
- Уход в интернет. Зависимость от гаджетов.
- Употребление ПАВ.
- Неблагоприятные компании.
- И т.п.
Основные вопросы решаемые в результате работы с родителем.
1. Хочу понять, что я на самом деле хочу от себя и от моего ребёнка.
2. Хочу понять истинные потребности моего ребёнка – что ему нужно, чего не хватает?
3. Хочу научиться давать ребёнку все то главное, что ему необходимо – безопасность, уважение, любовь.
4. Хочу исключить какие-то неприятности во взрослой жизни моего ребёнка, связанные с неправильным воспитанием и скорректировать свои меры влияния на него.
5. Хочу понять почему не получается строить такие отношения с ребёнком как мне хочется. Почему получается все наоборот – так как не хочется?
6. Хочу понять, как в ребёнке сформировать положительную самооценку, чтобы он начал верить в себя, в свои силы.
7. Хочу научиться определять точную причину проблемного поведения своего ребёнка и уметь её быстро исправить.
8. Хочу знать, как быстро примириться с ребёнком после ссоры.
9. Хочу знать, как сподвигнуть ребёнка выполнять свои домашние обязанности и убрать в нём потребительское поведение по отношению к родителям.
10. Хочу знать, как обсуждать с ребёнком спорные вопросы в бесконфликтной манере.
11. Хочу знать, как быть с ребёнком партнёрами, а не соперниками.
12. Хочу знать, как помочь ребёнку самостоятельно следить за своим поведением в семье и в обществе.
13. Хочу знать, как быстро восстановить свой авторитет в глазах ребёнка, чтобы он стал больше уважать своих родителей.
14. Хочу знать, как исключить «залюбливание» своего ребёнка, чтобы дать ему возможность правильно и естественно взрослеть.
15. Хочу ощущать то состояние радости, когда ты знаешь, что у тебя в отношениях с ребёнком всё хорошо и надёжно.
Система и шаги в программе коррекции проблемного поведения подростков через родителей.
- Методика постановки цели. Создание образа желаемых отношений.
2. Методика «Дом». Выявлены западающие базовые потребности ребёнка в семье – как причина проблемного поведения.
3. Методика «Дом. Действия». Родители провели коррекцию «западающих» базовых потребностей ребёнка в семье.
4. Методика для анализа стилей воспитания. Проведён детальный анализ прежних мер влияния на ребёнка. Родители научились видеть причины и следствия.
5. Методика выявления бессознательных убеждений и страхов в воспитании. Родители проследили связь нежелательного поведения ребёнка с привычными мерами воспитания.
6. Методика «Сосуд». Родители увидели, какую самооценку формируют в своём ребёнке привычными мерами воспитания. Скорректировали самооценку ребёнка.
7. Методика «4 причины проблемного поведения ребёнка». Выявлена точечная скрытая причина – почему ребёнок ведёт себя плохо.
8. Методика «Примирительное письмо». Родители создали благоприятную атмосферу для разговора с ребёнком на тему «Ответственность».
9. Методика «Таблица ответственности». Исправлено потребительское поведение ребёнка. Сформировано ответственное мышление к семейным нормам и правилам.
10. Технология бесконфликтного общения. Изучение. Родители провели тренировку и освоили 3-х ступенчатую модель бесконфликтного общения с ребёнком.
11. Технология бесконфликтного общения. Закрепление. Родители закрепили навыки и умело формируют в ребёнке устойчивое чувство значимости в семье.
12. Метод решения затянувшейся проблемной ситуации. Родители «экологично» разъяснили ребёнку, с какими последствиями он встретится при нежелании меняться.
13. Модель ювелирного применения санкций. Родители усилили свой авторитет и привили ответственное поведение своему ребёнку.
14. Методика «Забота о внутреннем Я». Родители провели профилактику «залюбливания» и занялись саморазвитием.
15. Цельная пошаговая система родительского влияния.
Ожидаемый результат:
Работа с родителем формировала в нём позиции: «родитель – как домашний психолог своему ребёнку». Для чего?
• Изменения в поведении подростка.
• Сформировано внутреннее ощущение «я хорошая мама», «я хороший отец».
• Есть твёрдая уверенность за свои меры воспитания, отсутствие сомнений.
• Умелое управление атмосферой в семье.
Подготовила:
Cертифицированный специалист по системе «Кросс-коучинг», практический психолог, педагог-психолог:
Щепеткова Любовь Викторовна
8-916-52-42-369
logosdushi@bk.ru